Маскулинность: преимущество или недостаток?

29 Лютого 13:00
А.С. Коздоба
к.м.н., андролог, уролог, УЗИ-специалист, врач высшей категории (г. Москва)

Маскулинность — это комплекс психологических и характерологических особенностей, приписываемых мужчинам. С подробным докладом о понятии и проблемах маскулинности в ходе Урологической интернет-конференции №6 выступил Андрей Семенович Коздоба — андролог, уролог, УЗИ-специалист, врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Традиционно к проявлениям маскулинности относятся сила, твердость, решительность, жестокость, агрессивность и т. д. [1]. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли представители феминистского движения. В XIX веке маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе которой были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и т. п. Все они предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна была, таким образом, коррелировать с низкой фемининностью, и наоборот. Для мужчин при этом желательна высокая маскулинность, а для женщин — фемининность [2].

Эволюционная роль мужчины

При обсуждении войны в обществе часто говорят о нарушениях жестокости, зверствах, но крайне редко — о мужчинах. В сущности, практикуют организованное насилие в основном именно они: планируют стратегию и техническое воплощение, являются идеологами и конечными исполнителями. По этой причине маскулинность и насилие давно обсуждают специалисты по военной социологии. В свою очередь, женщины часто поддерживают войны и переполнены ненавистью к врагам. Однако факты говорят о том, что организуют и осуществляют насилие именно мужчины, и так было практически всегда. При этом следует помнить, что культуре мужчин-воинов свойственна не только жестокость, но и доброта. Как подчеркнул Андрей Семенович, изображать склонность к насилию чертой, присущей большинству мужчин, было бы несправедливо. Такие стереотипы загоняют мужчин в угол, откуда приходится пробиваться с боем.

Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между ними одинаковы во всем мире, но их социальная роль в обществе лишь в малой степени объясняется биологическими различиями. Многие виды поведения, которые не связаны непосредственным образом с проблемами продолжения рода, считаются в обществе типично мужскими или типично женскими. Однако те виды поведения, которые считаются характерными для того или иного пола, меняются от культуры к культуре. Таким образом, понятия «маскулинность» и «фемининность» определяют социальные, заранее заданные культурой роли.

Относительно того, что считать мужским, а что женским, в каждой конкретной культуре существуют различные мнения. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и фемининных культур, в частности, голландский социолог Герт Хофстеде предлагает традиционное разделение общества. То есть мужчинам приписывается твердость, ориентация на конкуренцию, соперничество и стремление быть первыми. Женщинам — ориентация на дом, семью, социальные ценности, а также мягкость, эмоциональность и чувствительность.

Маскулинные и фемининные страны

Согласно такому разделению, в маскулинных культурах центральное место занимают работа, сила, независимость, материальный успех, а также существует ясное разграничение мужских и женских ролей. В фемининных культурах эти признаки считаются не столь важными. На первом плане здесь находятся эмоциональные связи между людьми и забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования. Например, конфликты в таких культурах пытаются решать путем переговоров и достижения компромисса, в то время как в маскулинных культурах они решаются в свободной борьбе, по принципу «пусть победит лучший». Соответственно, в маскулинных культурах у детей поощряются честолюбие, дух соревнования и самопрезентация. В труде здесь больше ценится результат, и награждение происходит по принципу реального вклада в работу. В фемининных культурах при воспитании детей большее значение предается развитию чувство солидарности и скромности. Награждение за труд происходит больше по принципу равенства. К культурам фемининного типа относят Швецию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Финляндию, Чили, Португалию, СССР и другие страны. В свою очередь, к маскулинными относятся Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мексика, Великобритания, Германия, и в том числе, современная Россия. С точки зрения Андрея Семеновича, оптимальным было бы совмещение двух этих типов.

«Токсичная» маскулинность: взгляд Американской психологической ассоциации

Сегодня существует также термин «токсичная маскулинность». Под ним подразумевается набор традиционных качеств, которые лежат в основе таких понятий, как «сильный мужчина» и даже «настоящий мужик», независимо от того, положительные это качества или отрицательные, используются они во благо или во зло. Как отметил Андрей Семенович, на его взгляд, это лишь очередной способ найти виноватого, выделив определенную ячейку общества.

Американская психологическая ассоциация (АРА) выпустила пособие для психологов, которые работают с мальчиками и мужчинами. В нем специалисты описывают вред от традиционной маскулинности и связывают ее с гомофобией и харрасментом. Краткое изложение работы опубликовано в январском выпуске научного журнала Psychology Monitor. В частности считается, что традиционная маскулинность выступает причиной стремления доминировать. Стоицизм, присущий ей, также заставляет мужчин реже просить о помощи. Исследование было основано на 40 годах изучения паттернов маскулинности.

В статье отмечается, что традиционная маскулинность, отмеченная стоицизмом, соревновательностью, доминированием и агрессией, в целом вредна. Также психологи осуждают идеологию маскулинности, к которой относятся антифеминизм, зацикленность на достижениях, отказ от проявления слабости, тяга к приключениям, риску и жестокости. По мнению специалистов, традиционная маскулинность психологически вредит мальчикам, которых с детства учат подавлять свои эмоции. Специалисты отмечают, что мужчины, которые убеждены в собственной маскулинности, реже обращаются за помощью, в том числе медицинской. Из-за склонности к стоицизму они реже рассказывают о своих проблемах. Ученые также выяснили, что у мальчиков, которые подвержены влиянию маскулинности, развивается склонность к гомофобии, сексуальному насилию и стремлению самоутвердиться за счет подавления и оскорбления более слабых сверстников. Специалисты уверены, что патриархат несет мужчинам как пользу, так и вред. С одной стороны, он дает мужчинам власть, а с другой — принуждает их к определенной ограниченной роли в обществе.

СССР-Россия: изменение модели маскулинности

Со своей стороны, исследователи из Института социологии РАН Александрина Ваньке и Ирина Тартаковская проанализировали нормативные модели российских рабочих и обнаружили, что старшие из них сохранили маскулинность советского типа, тогда как молодые осваивают маскулинность общества потребления [3]. Комплексный сравнительный анализ интервью, взятых у рабочих в позднесоветский, перестроечный и современный периоды, позволяет увидеть набор отличающихся друг от друга нормативных моделей маскулинности. Советский гендерный порядок предполагал утверждение гегемонной маскулинности через связь с государством: служение высокой идее и общему благу. Рабочим в обобщенной модели советской маскулинности отводилась особая роль не только кормильцев семьи и сильных мужчин с техническими умениями и навыками, но и «станового хребта» советского государства, его главной опоры и одновременно репрезентанта. Для рабочих не предполагалось иных способов позитивного самоутверждения, но их символический статус в тот период был высок.

В Перестройку эта модель потеряла и институциональную, и идеологическую поддержку. Мужчины-рабочие вынуждены были искать маскулинную идентичность в условиях резкого снижения социального статуса. С одной стороны, им пришлось искать новые способы обретения субъектности и самоутверждения, что дало им определенную свободу по сравнению с советским гендерным режимом. С другой — свободу ограничивали отсутствие ресурсов, дискриминация, например, по возрасту, а также культурные и идеологические барьеры. В 2000-е и, особенно, в 2010-е годы складывается новая государственная гендерная политика, фрагментарная и непоследовательная. Советская модель рабочего-государственника вновь стала востребованной, но лишь частью рабочих, в основном старшего возраста. Молодые же рабочие, с одной стороны, делают попытки создать маскулинность нового типа, которая включает измерение политической активности, а с другой — осваивают универсальную потребительскую модель мужественности, связанную с материальным достатком, карьерным успехом, престижным образом жизни, инвестированием в здоровье и внешний вид. Авторы исследования высказывают гипотезу, что представления о нормативной маскулинности у «синих» и «белых» воротничков в современной России значительно сближаются: мужчины-рабочие стремятся копировать образ жизни офисных служащих.

Политики «обречены» на маскулинность?

Андрей Семенович упомянул проведенный социологический анализ паттернов поведения мужчины и женщины — политиков. В нем отмечается, что приписываемые женщине моральные качества — заботливость, самопожертвование, мягкость и преданность семье — несмотря на их позитивную оценку, ценятся в политическом лидере ниже, чем компетентность, независимость, автономность и индивидуализм, приписываемые мужчинам. Хотя использование гендерных стереотипов, как правило, не преследует сознательную цель дискредитации женщин-политиков как таковых, оно влечет за собой снижение легитимности женственности в политической сфере и, как следствие, уменьшение возможностей женщины участвовать во власти. Это ведет не только к неравенству в политической сфере, но и, в конечном счете, к социальному неравенству. Таким образом, маскулинность здесь можно считать преимуществом.

Патриархат: доступ к ресурсам?

Еще одним ключевым понятием можно считать понятие патриархата. По определению Хайди Хартман, он является системой, регламентирующей социальные отношения, благодаря которой мужчины как социальная группа обладают материальными ресурсами и устанавливают иерархические взаимозависимости и солидарности между мужчинами для доминирования над женщинами как гендерной группой.

Развитие мужской идентичности на этапе перехода от подросткового возраста к раннему взрослому, по мнению автора кандидатской диссертации на эту тему Александры Никитиной, выглядит следующим образом [4]. Старшие подростки и молодые мужчины с патриархальными вариантами развития мужской идентичности обладают социально-психологическими характеристиками, созвучными стандартам традиционной мужской гендерной нормы и амбивалентными по своему содержанию. В то же время старшие подростки и молодые мужчины с альтернативными вариантами развития мужской идентичности, не поддерживающие практики гендерной дискриминации и воспринимающие женскую гендерную группу как социально равную, отличаются высокой социально-психологической адаптивностью. Варианты развития мужской идентичности при этом связаны с комплексами социально-психологических характеристик и зависят от этапа возрастной социализации.

Андрей Семенович процитировал экономиста Михаила Хазина, с точки зрения которого «вся теория равноправия полов основана на доступе к кошелькам и формировании общества потребителей» [5].

Также лектор упомянул ряд тенденций в современном обществе, включающих применение гормональных средств для улучшения внешнего вида, часто в ущерб мужскому здоровью и потенции, а также присвоение внешних маскулинных атрибутов, таких как борода и камуфляж.

В заключение Андрей Семенович призвал принимать и доносить до своих детей маскулинность как то, что дано от природы.

Источники:

  1. Головин С.Ю., Словарь практического психолога, 1998
  2. Шапарь В.Б., Новейший психологический словарь, 2009 3
  3. Ваньке А.В., Тартаковская И. Н., Карьера рабочего как биографический выбор. Социологическое обозрение, 2016
  4. Никитина А.А. Развитие мужской индентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости. Дисс. канд. псих. наук, 2011
  5. Хазин М.Л., Закат империи доллара и конец Pax Americana, 2003

Материал подготовила Ю.Г. Болдырева
Видео выступления можно посмотреть на Uro.TV

Статья опубликована в журнале “Дайджест урологии”  №6-2019

Источник: Uroweb.ru