Твиттер помогает урологам быстро обмениваться опытом в лечении пациентов с нефролитиазом

13 Грудня 9:29

Исследование, проведенное специалистами из Университета Джонса Хопкинса, показало, что краудсорсинг в соцсетях помогает хирургам более эффективно справляться с трудностями, возникающими при лечении больных с нефролитиазом. Однако у таких «виртуальных консилиумов» есть существенный недостаток: публично размещая данные, врачи нарушают конфиденциальность в отношении пациентов.

Термин краудсорсинг состоит из двух английских слов: crowd, что в переводе означает толпа, и sourcing — использование ресурсов. По сути это привлечение большого количества людей (обычно добровольцев) к решению общей задачи с помощью интернет-технологий. Сегодня краудсорсинг активно применяется в сфере бизнеса, развитии гражданских инициатив и культурной деятельности. В медицинской сфере краудсорсинговые платформы создаются с целью вовлечения пациентов в исследования, получения от них обратной связи и привлечения финансирования для медицинских стартапов.

Краудсорсинг также широко востребован в диагностике и лечении пациентов. Он используется в сложных медицинских случаях, когда специалисты, наблюдающие пациента, испытывают затруднения в отношении его состояния и необходимой терапии. «Виртуальный консилиум», собранный с помощью интернет-площадок, повышает шансы на принятие верного решения.

Американские специалисты провели исследование, чтобы оценить цели и масштабы краудсорсинга, к которому прибегают хирурги-урологи в отношении пациентов с мочекаменной болезнью (МКБ). Для этого в течение 60 дней они искали записи в соцсети Twitter по 22 ключевым словам, имеющим отношение к МКБ. В исследование отбирались публичные посты, в которых врачи запрашивали помощь коллег или рассказывали о результатах проведенного хирургического лечения.

В результате было изучено 29 краудсорсинговых сообщений, к которым было оставлено в общей сложности 399 комментариев. Пользователи быстро отвечали на посты. Среднее время от публикации поста до оставления последнего комментария составило 2 дня. Чаще всего общение было двусторонним: автор поста давал разъяснения и задавал уточняющие вопросы.

В большинстве случаев в краудсорсинг вовлекалась международная аудитория. Посты были опубликованы 27 урологами из 12 стран и все сообщения, кроме одного, (97%) получили ответы пользователей, находящихся за пределами страны автора.

Основными целями краудсорсинга были: планирование хирургических операций (206 постов, 52%); опыт работы с прибором или оборудованием (86 постов, 22%); общие рекомендации по МКБ (57 постов, 14%); поиск решения в сложных случаях (50 постов, 12%).

Сложности краудсорсинга, по мнению исследователей, были связаны с защитой персональных данных пациентов. В 59% случаев в постах или комментариях к ним размещались рентгенографические снимки конкретных больных и ни один из специалистов не уточнил, было ли на это получено разрешение у пациента.

Авторы заключили, что в публичном пространстве врачам следует уделять больше внимания вопросам соблюдения конфиденциальности в отношении пациентов.

Источник: J Endourol. 2019 Oct 3. doi: 10.1089/end.2019.0481.

Источник: Uroweb.ru