Дистанционное образование для урологов: учитесь учиться по-новому

13 Липня 15:38

На проекте «Урологическое ТВ» крупнейшего в России образовательного ресурса для врачей-урологов Uroweb.ru 29 мая 2020 г. состоялась интернет-конференция №9 на тему: «Дистанционное образование для урологов: учитесь учиться по-новому».

В ней приняли участие пять спикеров, являющихся высококвалифицированными специалистами в своей отрасли:

  • Касян Геворг Рудикович – д.м.н., профессор, кафедра урологии МГМСУ (Москва);
  • Шадеркин Игорь Аркадьевич – к.м.н, заведующий лабораторией электронного здравоохранения Института цифровой медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет);
  • Шадеркина Виктория Анатольевна – научный редактор Uroweb.ru;
  • Цуканов Антон Юрьевич – д.м.н., профессор, зав. кафедрой хирургических болезней и урологии ДПО ОмГМУ;
  • Спивак Леонид Григорьевич – д.м.н., профессор института Урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского университета, Председатель Совета Ассоциации АСПЕКТ.

Необходимо отметить, что Касян Г.Р. и Спивак Л.Г. в 2020 году вошли в состав секции по образованию Европейской Ассоциации урологов (ЕАУ).

В докладе д.м.н., профессора Г.Р. Касяна «Возможности образования для врачей в Европе и США» были разобраны основы формирования американского медицинского образования с начала XX в., включая реформы Флекснера. Среди основных постулатов в них: сокращение количества медицинских вузов для повышения качества образования, повышение порога для поступления на медицинских факультет, активное вовлечение обучающихся в практическую деятельность, усиление государственного регулирования в вопросах лицензирования медицинской деятельности. Изменения касались и медицинских колледжей: были разработаны стандартизированные учебные планы и предоставлен контроль за клиническим обучением в больницах. Классическое медицинское образование, в соответствии с данной реформой, состояло из нескольких этапов: после школы предполагалось 2 года обучения в колледже, 2 года базовых наук и 2 года – клинических – в медицинской школе, 1-2 года – обучение специализации.

Предполагалось, что в процессе данного обучения молодые специалисты поэтапно приобретают все нужные знания, которые постепенно накладываются на базовые представления, без которых работа высококвалифицированного врача в будущем – невозможна. Также в докладе отмечалось, что существует различие между подходами обучения, основанными на таких понятиях, как «умение» и «компетенция». Если последнее позволяет успешно справляться с образовательным процессом, то именно модель, основанная на основе «умений» и опыта – предоставляет возможности для бесценной реальной практической деятельности.

В докладе к.м.н. И.А. Шадеркина «Ближайшие и отдаленные перспективы дистанционного образования: чего ждать урологам?» был представлен анализ преобразования образовательного процесса на различных уровнях в дистанционный формат. Несмотря на появившиеся в последнее время опасения в обществе, государство отрицает полный перевод обучения в такой формат – речь идет лишь о «донастройке» возможностей обучения в различны обстоятельствах, включая чрезвычайные ситуации.

Вместе с тем, что касается высшего медицинского образования, дистанционные технологии как вариант «update» – действительно себя оправдывают. Это ни в коей мере не замена традиционному образованию и получению сертификата о специализации, но дополнительная возможность повышения квалификации. К базисным ограничениям этого можно отнести: задействованность не всех каналов информации, невозможность обучиться на практике мануальным кавыкам, отсутствие полной «реалистичности» собственного пребывания в ситуации. Однако в дистанционном образовании, особенно в урологии, ярко наметились 5 трендов:

  • смещение курсора в сторону дистанционного обучения,
  • государственная поддержка дистанционного обучения,
  • изменение формата обучения,
  • готовность урологов к обмену опытом и знаниями и
  • способность к самоорганизации и самообучению, что в общем счете непременно даст положительные результаты.

Доклад В.А. Шадеркиной был посвящен теме «Опыт организации КДО. Все тайны организации». Речь шла об опыте на примере портала дистанционного образования для урологов UroEdu.ru, развитие которого началось в 2012 г. В начале перед проектом стоял ряд сложностей, включая отсутствие финансирования, моральной поддержки и документов для участников, консервативный подход со стороны врачей. Но за 8 лет удалось преодолеть эти проблемы и организовать 40 курсов (489 лекций), объединить на ресурсе 8320 уникальных специалистов, 160 преподавателей (140 российских специалистов и 20 иностранных).

В докладе был разобран механизм подготовки курсов дистанционного образования на всех этапах: составление плана и выбор спикеров, съемочный процесс, информирование врачей и др. Большое значение для подготовки востребованного контента имеет предоставление качественного материала, уникальных авторских лекций, а на конечном этапе обязательным является контроль уровня знаний участников.

Д.м.н., профессор А.Ю. Цуканов в докладе: «Опыт дистанционного обучения: специалитет – ординатура – постдипломная подготовка» представил информацию об основах каждого из этих этапов. Была проведена параллель со сложившейся в России и в мире ситуацией «самоизоляции», которая повлияла на обучение. Пример из практики: образовательный курс, доступ к которому был у определенного числа студентов, в итоге был изучен даже большим числом.

Был подтвержден тренд на перевод части образовательных процессов в дистанционный формат, но при этом остается важным ответить на основные вопросы: какие навыки и умения нужно передавать студентам, на какую группу это должно быть нацелено, каким должен быть предоставляемый контент.

В докладе д.м.н., профессора Л.Ю. Спивака «Дистанционное образование: pro&contra. Опыт преподавателя Сеченовского университета» было отмечено, что цифровые технологии развиваются уже на протяжении многих лет, постепенно занимая все большую часть пространства.

В Сеченовском Университете с 19.032018 г. работает Институт электронного медицинского образования, нацеленный на разработку стратегии внедрения e-технологий, совершенствование системы независимой оценки знаний студентов и аттестации педагогов, формирование национальной системы аккредитации специалистов, интеграцию дистанционных образовательных программ в систему НМО. Среди положительных сторон отмечается повышение контроля участия, восприятия, комфорта задавать вопросы.

По завершении докладов и дискуссии спикеры пришли к выводу о том, что при том, что «истина всегда находится посередине», несомненно, происходит смещение в сторону дистанционных технологий, и безусловно этот тренд развивается и будет укрепляться в дальнейшем. При эффективной работе со слабыми и сложными сторонами можно будет извлечь пользу для повышения уровня образования и квалификации студентов-медиков и медицинских специалистов.

Подготовила:
Мария Зеленская,
Руководитель по связям с общественностью Ассоциации медицинских журналистов

Источник: Uroweb.ru